Главная
 
Chevrolet
Chevrolet-Niva
1. Устройство автомобиля
2. Рекомендации по эксплуатации
3. Неисправности в пути
4. Двигатель
5. Трансмиссия
6. Ходовая часть
6.1. Передняя подвеска
6.2. Возможные неисправности передней подвески, их причины и способы устранения
6.3. Задняя подвеска
6.4. Возможные неисправности задней подвески, их причины и способы устранения
6.5. Амортизаторы
7. Рулевое управление
8. Тормозная система
9. Электрооборудование
10. Кузов
11. Варианты исполнения автомобиля
12. Уход за автомобилем
13. Покупка запасных частей
14. Поездка на СТО
15. Зимняя эксплуатация автомобиля
16. Подготовка к техосмотру
17. Приложения
 

6.5. Амортизаторы

Особенности конструкции
Амортизаторы передней и задней подвесок отличаются размерами, способом крепления верхней части. Кроме того, передний амортизатор имеет другие параметры рабочей характеристики. Внутренние конструктивные элементы и принцип работы амортизаторов практически одинаковы.

Амортизаторы передней и задней подвесок
Рис. 6.3. Амортизаторы передней и задней подвесок: 1 – нижняя проушина; 2 – корпус клапана сжатия; 3 – диски клапана сжатия; 4 – дроссельный диск клапана сжатия; 5 – пружина клапана сжатия; 6 – обойма клапана сжатия; 7 – тарелка клапана сжатия; 8 – гайка клапана отдачи; 9 – пружина клапана отдачи; 10 – поршень амортизатора; 11 – тарелка клапана отдачи; 12 – диски клапана отдачи; 13 – кольцо поршня; 14 – шайба гайки клапана отдачи; 15 – дроссельный диск клапана отдачи; 16 – тарелка перепускного клапана; 17 – пружина перепускного клапана; 18 – ограничительная тарелка; 19 – резервуар; 20 – шток; 21 – цилиндр; 22 – кожух; 23 – направляющая втулка штока; 24 – уплотнительное кольцо резервуара; 25 – обойма сальника штока; 26 – сальник штока; 27 – прокладка защитного кольца штока; 28 – защитное кольцо штока; 29 – гайка резервуара; 30 – верхняя проушина амортизатора; 31 – гайка крепления верхнего конца амортизатора передней под вески; 32 – пружинная шайба; 33 – шайба подушки крепления амортизатора; 34 – подушки; 35 – распорная втулка; 36 – кожух амортизатора передней подвески; 37 – буфер штока; 38 – резинометаллический шарнир


Задний амортизатор состоит из резервуара 19 (рис. 6.3) с проушиной, клапана сжатия (поз. 2, 3, 4, 5, 6, 7), рабочего цилиндра 21, штока 20 с поршнем 10 и клапанами отдачи и перепускным и кожуха 22 с проушиной. Резервуар 19 изготовлен из стальной трубы, к нижнему концу которой приварена проушина 1, а в верхней части нарезана резьба для гайки 29. В выточку проушины вставлен корпус 2 клапана сжатия в сборе с дисками клапана. Он поджат к выточке рабочим цилиндром 21. Кольцевое пространство между резервуаром и цилиндром заполнено жидкостью. Внутри рабочего цилиндра расположен шток 20 с поршнем 10.
Поршень имеет вертикальные каналы, расположенные по двум окружностям. Каналы на малой окружности закрыты снизу дисками 12 и 15 клапана отдачи, а на большой – сверху тарелкой 16 перепускного клапана.
Клапан сжатия расположен в нижней части цилиндра. В корпусе 2 клапана выполнено гнездо, к которому поджаты пружиной 5 через тарелку 7 диски 3 и 4. Диск 4 дроссельный, имеет вырез, через который дросселируется жидкость при малой скорости перемещения поршня. В нижней части корпуса клапана выполнена цилиндрическая проточка и четыре вертикальных канала, а в обойме 6 – шесть боковых и одно центральное отверстия, через которые жидкость проходит из резервуара в цилиндр и обратно.
Сверху в цилиндр установлена направляющая втулка 23, которая уплотнена в резервуаре кольцом 24, а выход штока – сальником 26 с обоймой 25. Все детали, расположенные в верхней части цилиндра, поджаты гайкой 29. В проушины амортизаторов запрессованы резинометаллические шарниры 38.

        ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Для ремонта амортизаторов требуется специальное оборудование, кроме того, эта работа подразумевает наличие у исполнителя опыта подобной работы. Ремонт амортизатора в гаражных условиях обычно не приводит к желаемому результату. Поэтому ремонтируйте амортизаторы в специализированной мастерской.

Проверка амортизаторов на автомобиле
Состояние амортизаторов проверяют:
– наружным осмотром. При обнаружении потеков амортизаторной жидкости снимите амортизаторы для ремонта в специализированных мастерских;
– субъективно – по эффективности гашения колебаний автомобиля при движении. При снижении эффективности гашения колебаний или появлении частых жестких ударов при отбое и сжатии («пробоев») подвесок снимите амортизаторы для проверки и ремонта в специализированных мастерских;
– наиболее корректной является проверка амортизаторов на специальных стендах (как амортизаторов, установленных на автомобиле, так и демонтированных).

        ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Неисправные амортизаторы меняйте только парами (передние, задние) или комплектом (все четыре).

1. Установите автомобиль на ровную площадку (или ровный пол в гараже). Выключите двигатель, включите в коробке передач I передачу или передачу заднего хода. Стояночным тормозом не пользуйтесь.
2. Раскачайте автомобиль за угол (крыло) вверх-вниз с амплитудой не менее 50 мм.
3. В нижней точке отпустите руки.
4. Если автомобиль совершил одно колебание вверх, затем половину хода вниз и остановился, амортизатор исправен.
5. Повторите операции 2–4 для остальных трех амортизаторов.

Проверка амортизаторов  на стенде
Для определения работоспособности амортизатора снимите его с автомобиля (см. подразделы «Передняя подвеска» и «Задняя подвеска») и проверьте на динамометрическом стенде его рабочую диаграмму.
Рабочие диаграммы снимайте согласно инструкции, прилагаемой к стенду, после выполнения не менее 5 рабочих циклов при температуре рабочей жидкости амортизатора 20±5 °С, частоте вращения маховика стенда 60 мин-1 и длине хода штока 100 мм для переднего амортизатора.

Рабочая диаграмма амортизатора
Рис. 6.4. Рабочая диаграмма амортизатора: 1 – усилие при ходе отдачи; 2 – усилие при ходе сжатия


Кривая диаграммы (рис. 6.4) должна быть плавной, а в точках перехода (от хода отдачи к ходу сжатия) без участков, параллельных нулевой линии.
Оценка результатов по диаграмме. Точка сопротивления хода отдачи при масштабе 47 Н (4,8 кгс) на 1 мм должна находиться от нулевой линии на расстоянии А, равном: 33,3–40,7 мм для передних амортизаторов, 23,5–30,5 мм для задних амортизаторов.
Наивысшая точка кривой хода сжатия при том же масштабе должна находиться от нулевой линии на расстоянии В, равном 3,5–6,5 мм для передних и задних амортизаторов.
Контрольные значения ординат на диаграммах передних и задних амортизаторов заданы для холодных амортизаторов при температуре амортизаторной жидкости 20±5 °С.
После проверки снимите амортизатор со стенда и при необходимости переберите и замените поврежденные детали.
Повторите испытание, чтобы удостовериться в исправности амортизатора.

« предыдущая страница
6.4. Возможные неисправности задней подвески, их причины и способы устранения
следующая страница »
7. Рулевое управление