Главная
 
Chevrolet
Chevrolet-Niva
1. Устройство автомобиля
1.1. Общие сведения об автомобилях
1.2. Паспортные данные
1.3. Ключи автомобиля
1.4. Органы управления
1.5. Отопление и вентиляция салона
1.6. Двери
1.7. Ремни безопасности
1.8. Регулировка положения передних сидений
1.9. Регулировка положения рулевого колеса
1.10. Зеркала заднего вида
1.11. Освещение салона
1.12. Противосолнечные козырьки
1.13. Капот
1.14. Рычаги управления трансмиссией
2. Рекомендации по эксплуатации
3. Неисправности в пути
4. Двигатель
5. Трансмиссия
6. Ходовая часть
7. Рулевое управление
8. Тормозная система
9. Электрооборудование
10. Кузов
11. Варианты исполнения автомобиля
12. Уход за автомобилем
13. Покупка запасных частей
14. Поездка на СТО
15. Зимняя эксплуатация автомобиля
16. Подготовка к техосмотру
17. Приложения
 

1.1. Общие сведения об автомобилях

Автомобили семейства Chevrolet Niva представляют собой дальнейшее развитие концепции отечественных комфортабельных внедорожников, начало которой положил автомобиль ВАЗ-2121 «Нива». От предшественника они отличаются современным дизайном, повышенной комфортабельностью и более совершенной конструкцией.
ВАЗ-2123 (Chevrolet Niva) и его модификации – легковые автомобили повышенной проходимости с несущим кузовом типа универсал, выпускаемые предприятием СП «GM-AVTOVAZ». Количество дверей – пять, число мест – пять у модификаций L и GLS или четыре у модификаций LX и GLX.
Двигатель расположен впереди продольно. Трансмиссия выполнена по схеме постоянного полного привода с блокировкой межосевого дифференциала и демультипликатором. Передняя подвеска независимая рычажно-пружинная, задняя – зависимая пружинная. Тормозные механизмы передних колес дисковые, задних – барабанные, на модификации LX и GLX устанавливают антиблокировочную систему (ABS). Рулевое управление с гидроусилителем фирмы ZF оснащено устройством регулировки положения рулевой колонки.
Двигатель ВАЗ-2123 с распределенным впрыском топлива, устанавливаемый на модификации L и GLS, разработан на базе двигателя ВАЗ-21213 и соответствует нормам токсичности Евро II. Изменения затронули газораспределительный механизм: для снижения шума применена однорядная цепь и гидронатяжитель цепи. С этой же целью установлены гидравлические опоры клапанов. Часть двигателей выпускают в комплектации, обеспечивающей нормы токсичности Евро III. На этих двигателях применен фазированный впрыск топлива отдельно в каждый цилиндр, раз в четыре такта, а не по упрощенной попарной схеме. Кроме того, выпускной коллектор таких двигателей для снижения теплоемкости изготовлен не из чугуна, а сварен из стальных штампованных деталей. Такая конструкция снижает массу и теплоемкость коллектора, что ускоряет прогрев нейтрализатора отработавших газов и позволяет быстрее приводить его в рабочее состояние. С этой же целью приемная труба теплоизолирована базальтовым полотном. В системе выпуска такого двигателя установлены два кислородных датчика, до нейтрализатора и после него, чтобы отслеживать эффективность работы системы управления двигателем.
По сути двигатель ВАЗ-2123 представляет собой двигатель ВАЗ-21214, адаптированный к моторному отсеку Chevrolet Niva. Он отличается формой впускного тракта и расположением передних опор подвески силового агрегата. Положение опор изменено таким образом, что центр тяжести двигателя находится на линии опор, в отличие от двигателей ВАЗ-21413 и ВАЗ-21414, которые установлены на опорах консольно.
На модификации LX и GLX устанавливают более мощный двигатель Opel FAM 1 Z18XE ECOTEC, обеспечивающий нормы токсичности Евро IV. Автомобили с этим двигателем комплектуются пятиступенчатой коробкой передач Aisin (Япония), объединенной в моноблок с раздаточной коробкой.

        ПРИМЕЧАНИЕ
В связи с отсутствием на момент издания книги полной технической информации по двигателю Opel FAM 1 Z18XE ECOTEC он не рассмотрен в данном издании. При переиздании книги конструктивные изменения автомобиля будут учтены.

Автомобили Chevrolet Niva 2005 модельного года выпускаются в следующих комплектациях.
Модификация L – имеет регулируемую рулевую колонку, тканевую обивку салона, иммобилизатор, центральный замок, противотуманные фары в бампере, воздушный фильтр салона, электростеклоподъемники передних дверей, обогреваемые наружные зеркала с электроприводом, корректор света фар, радиоподготовку и резиновый коврик в нише радиоприемника, а также декоративный колпак на диск запасного колеса.
Модификация GLS – улучшенная версия модификации L. Она имеет велюровую обивку салона, подогрев передних сидений, тонированные стекла, радиоподготовку с антенной и двумя динамиками, литые пятилучевые диски колес и запираемый жесткий чехол запасного колеса.
Модификация LX – оборудована подушкой безопасности водителя и ABS фирмы Bosch. Кроме того, у этой версии несколько изменена кинематика пружинно-рычажной подвески, в которой применены более жесткие пружины и амортизаторы, а общая высота посадки кузова уменьшена, что вкупе с применением более низкопрофильных 16-дюймовых колес улучшило управляемость на высоких скоростях. В трансмиссии для снижения высокочастотных вибраций применены облегченные карданные валы фирмы GKN с шарнирами равных угловых скоростей вместо карданных шарниров. Усилены тормоза: передние тормозные механизмы с вентилируемыми дисками, диаметр вакуумного усилителя увеличен до 10 дюймов.
Модификация GLX – представляет собой топ-версию, предназначенную в основном для поставки в страны дальнего зарубежья. Она, помимо перечисленного для модификации LX, дополнительно оборудована подушкой безопасности переднего пассажира, кондиционером Delphi и сиденьями Opel.
В дальнейшем СП «GM-AVTOVAZ» предполагает устанавливать на автомобили семейства Chevrolet Niva дизельный силовой агрегат PSA (на экспорт) и дизель рабочим объемом 1,8 л барнаульского завода (для внутреннего рынка). Кроме того, в перспективе намечено производство коммерческих версий с кузовами пикап и фургон.

Габаритные размеры автомобиля
Рис. 1.1. Габаритные размеры автомобиля


В данном издании описана базовая модификация L. Габаритные размеры автомобиля показаны на рис. 1.1, технические характеристики приведены в табл. 1.1.

Таблица 1.1 Технические характеристики автомобиля
Параметры
Показатели
Общие данные
Число мест, включая водителя
5
Снаряженная масса, кг
1350
Полезная нагрузка, кг
450
Габаритные размеры, мм (длина x ширина x высота)
4048х2120х1652
Максимальная скорость на высшей передаче с полной массой, км/ч
140
Время разгона с места с полной массой, с переключением передач до 100 км/ч, с
19
Двигатель
Модель
ВАЗ-2123
Тип
четырехтактный, бензиновый,
с распределенным впрыском топлива
Количество и расположение цилиндров
4 в ряд
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм
82 х 80
Рабочий объем цилиндров, л
1,689
Степень сжатия
9,3
Номинальная мощность по ГОСТ 14846 (нетто),
не менее, кВт (л.с.)
58,5 (79,6)
Частота вращения коленчатого вала
при номинальной мощности, мин-1
5200
Максимальный крутящий момент по ГОСТ 14846 (нетто), не менее, Н·м
127,5
Порядок работы цилиндров
1-3-4-2
Трансмиссия
однодисковое сухое, с диафрагменной нажимной пружиной
Привод выключения сцепления
гидравлический, с автоматической компенсацией износа накладок (на части автомобилей с ручной)
пятиступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода
Передаточные числа коробки передач:
первая передача
вторая передача
третья передача
четвертая передача
пятая передача
задний ход

3,67
2,10
1,36
1,00
0,82
3,53
двухступенчатая, с межосевым блокируемым дифференциалом
Передаточные числа раздаточной коробки:
высшая передача
низшая передача

1,2
2,135
Дифференциал раздаточной коробки
конический, двухсателлитный
Карданные передачи:
от коробки передач к раздаточной коробке

от раздаточной коробки к переднему и заднему мостам

от переднего моста к колесам

с эластичной муфтой и шарниром равных угловых скоростей
с двумя карданными шарнирами на игольчатых подшипниках и скользящими вилками
открытая, с шарнирами равных угловых скоростей
Главные передачи переднего и заднего мостов:
передаточное число
дифференциал
конические, гипоидные
3,9
конический, двухсателлитный
Ходовая часть
независимая на поперечных рычагах с цилиндрическими
пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
зависимая, жесткая балка, связанная с кузовом одной
поперечной и четырьмя продольными штангами, с цилиндрическими пружинами и телескопическими амортизаторами
Колеса
дисковые, штампованные или итые
Размер обода
6J-15Н2 или 61/2J-15Н2
Шины
радиальные
Размер шин
205/70R15 95T, 205/70R15 95Q M+S
205/70R15 97T, 205/70R15 97Q M+S
Рулевое управление
Тип рулевого управления
травмобезопасное, с регулируемым наклоном рулевой колонки. Рулевой механизм с гидроусилителем (на части автомобилей - с электроусилителем или без усилителя)
Рулевой привод
трехзвенный, состоит из одной средней и двух боковых симметричных тяг, сошки, маятникового и поворотных рычагов
Тормоза
Рабочие тормоза:
передние



задние

дисковые, с подвижным суппортом и автоматической регулировкой зазора между диском и колодками

барабанные, с самоцентрирующимися колодками,
с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном
Привод рабочих тормозов
ножной гидравлический двухконтурный, с вакуумным
усилителем и регулятором давения
ручной с тросовым приводом на колодки тормозных механизмов задних колес
Электрооборудование
Система электропроводки
однопроводная, отрицательный полюс источников тока соединен с «массой»
Номинальное напряжение, В
12
Аккумуляторная батарея
6СТ-55А
переменного тока со встроенным выпрямителем и электронным регулятором напряжения
дистанционного управления с электромагнитным включением и муфтой свободного хода
Кузов
Тип
универсал цельнометаллический, несущий, пятидверный, двухобъемный


Основные агрегаты автомобиля (вид снизу спереди)
Рис. 1.5. Основные агрегаты автомобиля (вид снизу спереди): 1 – двигатель; 2 – привод переднего колеса; 3 – редуктор переднего моста; 4 – передний карданный вал; 5 – раздаточная коробка; 6 – промежуточный вал; 7 – нейтрализатор отработавших газов; 8 – приемная труба; 9 – стабилизатор поперечной устойчивости; 10 – коробка передач; 11 – защита двигателя


Подкапотное пространство автомобиля (вид сверху) с установленным декоративным кожухом
Рис. 1.2. Подкапотное пространство автомобиля (вид сверху) с установленным декоративным кожухом: 1 – воздушный фильтр; 2 – декоративный кожух; 3 – пробка маслозаливного отверстия; 4 – адсорбер


Подкапотное пространство автомобиля (вид сверху) со снятым декоративным кожухом
Рис. 1.3. Подкапотное пространство автомобиля (вид сверху) со снятым декоративным кожухом: 1 – воздушный фильтр; 2 – датчик массового расхода воздуха; 3 – насос гидроусилителя рулевого управления; 4 – воздухоподводящий патрубок; 5 – шланг к вакуумному усилителю тормоза; 6 – шланг большой ветви системы вентиляции картера двигателя; 7 – шланг малой ветви системы вентиляции картера двигателя; 8 – шланги подогрева дроссельного узла; 9 – дроссельный узел; 10 – бачок омывателя ветрового стекла; 11 – расширительный бачок системы охлаждения двигателя; 12 – адсорбер системы улавливания паров топлива; 13 – ресивер; 14 – двигатель; 15 – подкапотная лампа; 16 – главный тормозной цилиндр; 17 – бачок гидроусилителя рулевого управления; 18 – бачок главного цилиндра привода сцепления; 19 – аккумуляторная батарея


Подкапотное пространство автомобиля (вид снизу, защита двигателя для наглядностиснята)
Рис. 1.4. Подкапотное пространство автомобиля (вид снизу, защита двигателя для наглядности
снята): 1 – радиатор системы охлаждения двигателя; 2 – электровентиляторы радиатора; 3 – насос гидроусилителя рулевого управления; 4 – поперечина передней подвески; 5 – пружина передней подвески; 6 – нижний рычаг передней подвески; 7 – левая рулевая тяга; 8 – растяжка поперечины передней подвески; 9 – редуктор переднего моста; 10 – приемная труба; 11 – средняя рулевая тяга; 12 – внутренний шарнир привода передних колес; 13 – правая рулевая тяга; 14 – штанга стабилизатора поперечной устойчивости; 15 – наружный шарнир привода передних колес; 16 – генератор; 17 – масляный картер двигателя


Основные агрегаты автомобиля (вид снизу сзади)
Рис. 1.6. Основные агрегаты автомобиля (вид снизу сзади): 1 – регулятор давления в задних тормозах; 2 – пружина задней подвески; 3 – амортизатор задней подвески; 4 – нижняя продольная штанга задней подвески; 5 – дополнительный глушитель; 6 – задний карданный вал; 7 – задний мост; 8 – поперечная штанга задней подвески; 9 – основной глушитель


Элементы автомобиля, расположенные в подкапотном пространстве, показаны на рис. 1.2,1.3,1.4, расположение основных агрегатов автомобиля – на рис. 1.5 и 1.6.

« предыдущая страница
1. Устройство автомобиля
следующая страница »
1.2. Паспортные данные